Методика и уроки

Пед.технологии для закрепления терминов на уроке обществознания

На этапе рефлексии проводим с ребятами упражнения с целью закрепления терминологии.   

ИГРОВАЯ МЕТОДИКА «БИСЕР» 

Суть: зафиксировать в памяти все термины по теме, найти связь между ними.

Механизм: на нить – которая является сквозной темой. Например – общим термином, сферой или иным. Нанизываем по степени сопричастности новые понятия и уже изученные.

Например:
Изучаем экономику. Тема Безработица.

Нить –безработица и мы нанизываем первые бусы: фрикционная, структурная, фрикционная и т д.

Если прошло несколько занятий по разделу, то можно использовать больше бусин.
Например:

Нить – рыночная экономика.
Бусины: спрос, проедложение, конкуренция, виды конкуренции – совершенная, монополитичская, олигаполия, монополия, частная собственность, равновесная цена и тд.

Главное – нанизывая бусины, ученик называет определение.

Игровое условие: если у ученика получается связанный рассказ из 5-7 бусин – отмечает его и хвалим!

Если происходит просто нанизывание с перечислением – стремимся к логичному объяснению!


ЛИНГВИСТИЧЕСКО-ИГРОВОЙ ПОДХОД 


Суть приема находится в триаде Ильинское – знание- понимание -умение.

Цель: достичь понимания терминов.

Механизм:
Выбранному ученику или ученикам дается корректное объяснение термина.
Если терминов несколько, то задача ставится нескольким ученикам и все происходит в рамках шага №1.

Шаг 1) Задача ученика, понять и своими словами донести определение своему однокласснику, не искажая сути. 

Разрешается: пояснение, уточнение со стороны того, кому объясняют. Диалог ведут ученики. 

Важное условие: Первый ученик не называется самого термина!

Например: социализация.

Объяснение первого ученика. Путь который проходит человек с детства, цель которого научиться разбираться в происходящих событиях и иметь свое мнение на них.


Шаг 2) Можно усложнить задачу:
Ученик, который определелил понятие просит другого ученика привести пример, ситуацию где этот термин может быть.

Дополнительные вопросы от преподавателя (заполняется методистом в плане занятия! Вопросов от 2 до 5) которые ученики должны предположить исходя из объяснений из имеющихся знаний:
Например: 
- найти агентов социализации
- выявить необходимые условия для социализации
- признаки социализации
- к чему ведет социализации (формированию личности)


ТЕХНОЛОГИЯ УКРУПНЕНИЯ ПОНЯТИЙ П.Н. ЭРДНИЕВА




Идея состоит в понимании учениками терминов и как следствие перехода на высшие уровни обобщения и связи терминов друг с другом.

Механизм: 

Шаг 1:Требуется схема, можно делать в презентации, MIRO или онлайн доске, в ворде, не суть.

Если у учителя за спиной есть доска, можно на доске.

Учитель задает общее понятие, из которого ученики сперва вносят/надиктовывают или рисуют у себя понятие с меньшим объемом известные им. 

После этого, учитель:
- вопрос о связи понятий: выбранный ученик должен найти связь уже нарисованных понятий и объяснить ее.

Шаг 2: Учитель объясняет или демонстрирует новые понятия и ученики самостоятельно вносят их в схему и сразу определяют связи с другими.


Made on
Tilda