Исследования и разработки

Рабочий набросок исследования по разработке инновационной дополнительной образовательной программы

Обоснование первого шага разработки программы. Анализ среды и самоанализ.

В истории развития оценки профессиональной деятельности существует понятие «нормирование труда». С XIX в. благодаря вкладу Ф. Тейлора и Ф. Джильберт [???] стало возможным оценить в более точном и актуальном состоянии затрачиваемое человеком время на выполнение той или иной работы. При этом учитывались следующие показатели рабочего времени: степень утомляемости, время отдыха, форма работы (с использованием механизированных средств или нет) и т. п. Со временем норма труда вошла в рыночную экономику как основной измеритель профессиональных компетенций работника. В трудовом кодексе РФ существует следующее определение нормы труда: «способность выполнять профессиональную деятельность с учетом навыков и технической оснащенности рабочего места». Работа педагога дополнительного образования зависит также от аналогичных аспектов, поэтому обратим внимание на классические условия реализации программы, обозначенные в нормативных документах по дополнительному (профессиональному или общеразвивающему) образованию.
Опираясь на исследования А. Г. Сергеева, возьмем схему формирования компетентности (Рис. 11) и постараемся опосредовано ее критически осмыслить: на что следует обращать внимание при разработке программы, какими навыками нужно обладать и какие действия предпринимать, чтобы программа из типовой становилась инновационной, а также в теоретической форме проанализируем представленные ранее компоненты профессиональной деятельности. Схема построена по принципу «Ишикавы», т. е. одной из первых управленческих моделей для выявления причинно-следственных связей.
Согласно документации в структуру любой программы должны входить: «цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты». Из ресурсоемких условий выделяются организационно-педагогические, которые включают: материально-техническое обеспечение, информационное обеспечение обучения, методическое обеспечение и кадровое. Рассматриваемая структура программы будет пониматься не столько как форма, требуемая для корректного составления документа, а как бизнес-процесс, в котором каждая глава соотносима с определенной целенаправленной деятельностью (изучение, поиск инструментов, выбор тем, планирование их во временном промежутке, подбор материально-технического обеспечения и прочее).
Построение самого процесса начинается с рефлексии, осмысления того, что умеет сам человек, и анализа социально-экономического, технического окружения реализации будущей программы. Иными словами, мы начинаем с актуальности и цели программы, и этому соответствуют начальные этапы в схеме А. Г. Сергеева – изучение и поиск. Изучать придется самого себя, проводить самоанализ своих профессиональных и личностных компетенций, которые могут стать предметом обучения. Для обоснования данного шага стоит вспомнить любые авторские программы, инновационные решения, в которых мы обнаруживаем компетентности самого автора. Ряд современных педагогов-исследователей под компетенцией понимают единицу деятельности (Н. В. Жадько), интегративное свойство, включающее традиционные ЗУН, которые человек может практически использовать. Предваряя некоторые терминологические схожести, еще раз разведем понятие «компетенция» и «компетентность». Первое – это практическое проявления компетентности человека, т. е. атрибут компетентности. Поэтому, когда мы говорим об инновациях, имеем в виду компетентность, когда мы оцениваем инновационную деятельность, мы подразумеваем определенный набор профессиональных компетенций. Таким образом, сам педагог должен, исходя из своих собственных данных, опыта, знаний, заняться определением того, с какой прикладной деятельностью соотносимы его компетенции. Данный процесс не зависит от тех или иных экономических или административных ресурсов. Однако стоит учитывать нормативную базу по дополнительному образованию, в частности Федеральный закон № 273 «Об образовании», в котором указаны правила по ведению педагогической деятельности как самостоятельно, так и с привлечением других лиц. Важным является то, что требуется свои намерения о предстоящей педагогической деятельности соотносить с базовым образованием, дополнительным, педагогической практикой и тем направлением профессиональной деятельности, которой вы уделили большее количество времени. Например, нельзя стать педагогом по сварочному делу, если у специалиста нет стажа в этой сфере работы. Если данная программа необходима, то требуется привлечение такового специалиста, но согласно п. 5 ст. 32 ФЗ № 273 в редакции от 26.07.2019 г.: «При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности». Таким образом, при планировании личной педагогической деятельности вопрос касается собственных компетенций. После того как педагог проанализировал свои умения, он должен сопоставить их с социально-экономическим, рыночным запросом потребителей. Поисковая или исследовательская работа, в данном случае у А. Г. Сергеева, выполняет также задачи экспертной оценки, коммуникации педагога в сообществе профессионалов или руководителей образовательных организаций дополнительного образования. Это один из самых важных этапов в разработке программы, и, как показывает предварительный опрос, выявленная сложность «незаинтересованность слушателей» может быть вызвана именно неактуальностью содержания курса и подобранными формами педагогической работы. Как педагогу, так и руководителю образовательного учреждения требуется проведения определенных действий по анализу рынка и возможного спроса на ту или иную программу. Для примера подобной деятельности приведем здесь разбор 4-х регионов, наглядно показывая, как на начальном этапе не упустить возможность создания действительно инновационной программы.
Так, в марте 2013 г. Министерством экономического развития России был представлен Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. В этом документе, представляющем собой систему научно обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития, выделены ведущие сектора и отрасли экономики, приоритетные на ближайшие десятилетия, а именно: инновационный сектор, нефтегазовый сектор, сырьевой сектор, транспорт, оптовая и розничная торговля.
Для более детального анализа возьмем данные по стратегическому территориальному планированию развития регионов от самых западных на территории РФ (Псковская и Новгородская обл.) до восточных (Петропавловско-камчатская, Сахалинская и др. обл.) и также северных (Ненецкий АО) и южных (Республика Башкортостан, Челябинская обл.). На основе полученных данных по социально-экономическим направлениям развития можно составить атлас перспективных отраслей и профессий, а вместе с этим выделить и те направления в дополнительном образовании, для которых может потребоваться МТО.
Таблица 8 – Сравнительная таблица регионов по приоритетным и перспективным отраслям развития





Исходя из презумпции первостепенности социально-экономического развития и в связи с этим формирования образовательного поля актуальными предложениями, рассмотрим возможности каждого федерального субъекта.
Прежде всего отметим в регионах уже имеющиеся отрасли, создающие основной блок ВРП, – это сырьевая база, промышленность и в некоторых их них транспортная сеть. Приоритетными и новыми отраслями в регионах будут считаться следующие:
экологическое развитие и радиоэлектроника, а также санаторная зона в Новгородской области;
логистическая отрасль гражданского транспорта и использование, тестирование арктических технологий в Ненецком АО;
агропромышленная отрасль, транспорт, инфраструктурный комплекс и электроэнергетика в Магаданской области;
развитие человеческого капитала (образование) и здравоохранение в Челябинской области.
Согласно теории Ф. Роджерса о развитии инноваций, напрямую зависящих от экономического достатка региона, по экономическому рейтингу можно предположить, что наиболее комфортные условия для создания инновационных программ и развития инновационного потенциала в Челябинской области.
В Ненецком АО могут быть востребованы курсы логистов и наукоемкие образовательные организации, имеющие сетевые отношения с базовым институтом. Соответственно, определяя в регионе программу повышения квалификации, требуется творческий и неординарный подход при разработке ПО, используемого для обучения на курсах, без дорогостоящей техники.
В Новгородской области сфера санаторно-оздоровительного сектора, гостеприимства и экологии (туристско-краеведческое направление) может стать основной для развития инновационного потенциала региона.
В Магадане, исходя из сложной экономической ситуации, востребованными могут стать курсы и образовательные программы для подготовки квалифицированных специалистов в агропромышленном и промышленном секторе, строительстве, транспорте. Избыток кадров, согласно данным Минэкономразвития, наблюдается в отношении квалифицированных специалистов сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства и неквалифицированных рабочих.
Для верификации и анализа текущей ситуации приведем данные по имеющимся образовательным услугам дополнительного образования в исследуемых регионах (Табл. 9).


Таблица 9 – Образовательные услуги и дополнительное образование в регионах


Как видно по региональному срезу, проблема соотнесенности программ с обуславливающими перспективными направлениями деятельности в регионе крайне низка: общеразвивающие программы ориентированы на детей дошкольного возраста и начальной школы, программы для взрослых касаются в основном той категории специалистов, где повышение квалификации требуется по стандарту. Для того чтобы такая деятельность стала инновационной, необходимо актуальное применение новых технологий или адаптация имеющихся, а здесь мы имеем стандартные типовые программы. Согласно схеме А. Г. Сергеева, в рассматриваемой сложившейся ситуации с образовательными услугами и дополнительным образованием в регионах пропущен важнейший этап изучения и поиска, в рамках которых станет возможным определение ниши для актуальных образовательных направлений, компетенций педагога, а значит и его профессионального интереса.
Made on
Tilda